Если кого то интересует , я могу высказать свое мнение не эту тему:). Я на абсолютность не претендую , так расширение кругозора:)
Есть в аэродинамике такое понятие пограничный слой (или по английски boundary layer). от характеристики этого самого пограничного слоя зависят все аэродинамические качества того или другого тела. Изучению пограничного слоя посвящены тысячи книг и примерно последние 300 лет:). Начнем с того что пограничный слой нарастает на любом теле которое обтекает поток (не важно воздух вода или еще что то ) при чем толщина и природа этого слоя зависят от разных факторов как то геометрия самого тела (ямочки , шероховатости и т.д.) так и свойства потока : скорость , плотность среды, вязкость. Пограничный слой может быть ламинарным , переходным , турбулентным и отделяющимся. Самое низкое сопротивление имеет тело вокруг которого идет ламинарное обтекание - без вихрей , поток сходится за телом без отрыва , без перепадов давления , однако такой характер обтекания нам не годится потому , что никакая подъемная сила в этом режиме не возникает ни на каком теле, точнее теоретически возникает , и даже есть специальные профили , которые называют ламинизированными , но это все чепуха , практически эти профили работают очень плохо и в летной практике не применяются. Следующий режим обтекания - переходный , он неустойчивый и нельзя получить его стабильным на значительном отрезке поверхности , в основном он зависит от скорости и плотности обтекающего потока , но не жестко , при нехватке скорости , но наличии , какого нибудь препятствия - царапины , канавки , отверстия , бугорка - поток может из ламинарного превратится в переходный (точнее не поток , а погранслой) , даже на относительно низкой скорости. Переходный погранслой быстро превращается в турбулентный - закрученный по всем направлениям , с вихрями. Толщина этого слоя диктуется совсем другими законами , нежели ламинарного. Все крылья без исключения работают именно в турбулентном погранслое , точнее носок крыла идет в ламинарном погранслое , с определенного момента возникает переход и вся спинка профиля работает только в турбулентном погранслое. Если переход на крыле не возникает , крыло не работает и его снабжают специальными турбулизаторами , турбулизаторы устанавливают сразу за носком. Т.к слой завихренный , то соответственно и профильное сопротивление этого слоя при касании с окружающим потоком выше , чем у ламинарного . Коэффициенты сопротивлений можно посмотреть в так называемой таблице Моди (Mody) или если речь идет о конкретном профиле , то по поляре профиля. Отрыв погран слоя - это явление достаточно распространенное. Отрыв погранслоя происходит как правило в момент превышения определенной толщины турбулентным погранслоем, Например при применении классического крыла в трансзвуковом режиме или при сильном увеличении угла атаки (выше 12 - 14 градусов) , или при плохо заостренной сходной кромке и т.д. место отрыва характеризуется зоной низкого давления и вихревой картиной потока. отрыв хорошо слышен ухом , работа крыла сопровождается не шипящим звуком , это как правило рев или если отрыв только на конце - свист. Крыло работающее с отрывом имеет плохие аэродинамические х-ки : низкую подъемную силу , высокое профильное сопротивление. Отрыв погранслоя вызывает в крыле вибрации разных частот , которые влияют на работу всего крыла - изучение этого явления сегодня очень распространено , называется аэроэластичностью. Работа крыла с отрывом применяется в авиации при торможении самолета (тормозные полки).
Из всей этой белиберды
следует , что на малых скоростях потока и при малой ширине крыла хорошо работают : сильно вогнутые профили , толстые профили и профили с турбулизаторами на больших углах атаки , при больших скоростях потока при малой ширине крыла работают тонкие и маловогнутые профили на малых углах , при трансзвуковых скоростях - заостренные , угловатые профили.
В любом случае широкие и длинные крылья всегда работают лучше чем узкие и длинные. Все эти понятия связаны с х-кой потока , называемой числом Рейнолдса Re (можно поглядеть в википедии).
Что касается подъемных сил на поверхность вращающегося шара или цилиндра - описано эффектом Магнуса - можно тоже поглядеть в википедии